Методические рекомендации по подготовке обучающихся к конференции «Мы и наше творчество»

В прошлом году в ДШИ №6 проходила конференция учащихся в рамках Международного фестиваля-конкурса «Баховская весна», по окончании которой в оргкомитет поступило множество вопросов от педагогов, требующих дополнительного разъяснения. В связи с этим, организаторы сочли необходимым представить алгоритм подготовки обучающихся к конференции «Мы и наше творчество».

I. Выбор участников.

В беседе с предполагаемыми участниками преподаватель рассказывает о данном мероприятии, о номинациях и содержании каждой из них.

В диалоге с учащимися преподаватель выявляет интересы детей, выслушивает их рассказы об увлечениях и интересах, о занятиях в разных областях творчества, в том числе и не связанных с музыкой. Тем самым определяются возможные претенденты для участия в конференции, а также номинации их будущих выступлений.

II. Выбор темы

Следующий шаг в подготовке учащихся. Преподаватель должен предложить несколько тем, остановиться на некоторых подробностях, помочь ребенку определить то, что ему более интересно или близко, о чем бы он хотел узнать больше, о чем бы хотел рассказать друзьям или родителям.

Остановимся на номинациях конференции более подробно.

«Юный музыковед»

Рекомендуется избегать биографических тем. Банальное изложение биографий, особенно тех, которые изучаются в курсе предмета «Музыкальная литература» представляет небольшой интерес и не приносит пользы.

Если же участники все – таки решаются обратиться к биографическим материалам, то следует выбирать, например, малоизвестных деятелей или опираться на интересные факты из жизни музыкантов а также искать необычный, оригинальный аспект в подаче материала.

Данный этап работы должен проходить под непосредственным руководством преподавателя, но с активным участием ребенка.

Представленные этапы работы актуальны фактически для всех номинаций Конференции, но существуют некоторые вариации.

«Юный литератор»

Работа преподавателя заключается в критическом отборе произведений, в исключении заведомо слабых сочинений. Учащиеся, особенно подростки, часто некритичны, их художественные вкусы еще не до конца сформированы или находятся на невысоком уровне.

Роль преподавателя в подготовке данной номинации в том, чтобы тактично и деликатно указать на какие – то промахи, исправить грамматические и стилистические погрешности, а также в оказании помощи в подборе названий сочинений.

«Юный композитор»

Участие в данной номинации возможно тогда, когда в школе преподается предмет «Сочинение». Однако учащиеся, особенно в младших классах, часто самостоятельно сочиняют музыку.

Роль преподавателя:
  1. Помощь с определением формы произведения и нотной записью; 
  2. Составление небольшого рассказа о произведении, о творческом процессе, о себе (в аспекте «Я – композитор»); 
  3. Помощь в подборе иллюстраций в виде презентации (если есть необходимость); 
  4. Выбор выразительного названия; 
  5. Работа над художественным исполнением произведения. На данном этапе возможно и желательно подключение к работе преподавателей – исполнителей. 

«Юный художник»

Дети любят рисовать, у каждого ребенка имеются рисунки на различные темы. Многие из ребят дополнительно учатся в художественных школах.

Роль преподавателя:

  1. Определение темы выступления; 
  2. Отбор рисунков. Сканирование. Оформление работ в презентацию; 
  3. Помощь в названиях рисунков или цикла рисунков; 
  4. Составление рассказа о себе в ключе «Я – художник». 

Обращаем внимание на то, что на Конференции оценивается не уровень художественного исполнения рисунков, это не конкурс ИЗО. Рисунки выступают как иллюстрации рассказа, рассказа о мире, о своем отношении к нему, о себе.

«Юный журналист»

Данная номинация представляет ребятам особенно большие возможности для самореализации.

Формы выступлений могут быть самыми разнообразными: интервью, репортаж, фоторепортаж, заметка, отзыв, рецензия и пр.

Роль преподавателя:

  1. Определение темы выступления, жанра; 
  2. Составление и корректировка текста – грамматическая, стилистическая; 
  3. Отбор иллюстраций; 
  4. Создание презентации. 

III.Требования к презентации:

  1. Академический стиль в оформлении слайдов: строгость, лаконичность, графическая простота. 
  2. Слайд должен содержать только изображения – иллюстрации, текст в слайде нежелателен. 
  3. Количество слайдов – до 20 или чуть больше. 

Роль презентации – усилить выразительность выступления, выгодно представить учащегося. Презентация не может являться самоцелью и отвлекать внимание от выступления.

IV. Заключительный этап подготовки.

Выступление ребенка должно быть по – возможности яркое, эмоциональное. Текст необходимо излагать по – памяти, наизусть. Если ребенок освоил тему, если она ему эмоционально близка, то это условие не вызывает затруднений. Свободное изложение материала – это главная задача конференции.

Кроме того, обращаем особое внимание на стиль выступления. Известно, что устное выступление и письменное изложение материала – это разные стили. Публичное выступление имеет свои законы: это короткие простые предложения, отсутствие сложных оборотов, а также трудных или «книжных», выражений.

Роль преподавателя на заключительном этапе подготовки исключительно важна: текст необходимо помочь выучить и отрепетировать в большой аудитории, формируя навыки сценической речи – отчетливой, громкой, выразительной, осмысленной.

Подготовка ученика к выступлению на Конференции – это творческая, индивидуализированная работа, она приносит много радостных открытий как преподавателю, так и учащемуся, позволяет раскрыть в ребенке личность и разнообразные таланты.

Организаторы Конференции желают преподавателям и их ученикам творческого подхода к работе, энтузиазма и успехов!