В прошлом году в ДШИ №6 проходила конференция учащихся в рамках Международного фестиваля-конкурса «Баховская весна», по окончании которой в оргкомитет поступило множество вопросов от педагогов, требующих дополнительного разъяснения. В связи с этим, организаторы сочли необходимым представить алгоритм подготовки обучающихся к конференции «Мы и наше творчество».
Следующий шаг в подготовке учащихся. Преподаватель должен предложить несколько тем, остановиться на некоторых подробностях, помочь ребенку определить то, что ему более интересно или близко, о чем бы он хотел узнать больше, о чем бы хотел рассказать друзьям или родителям.
Остановимся на номинациях конференции более подробно. «Юный музыковед»
Рекомендуется избегать биографических тем. Банальное изложение биографий, особенно тех, которые изучаются в курсе предмета «Музыкальная литература» представляет небольшой интерес и не приносит пользы.
Если же участники все – таки решаются обратиться к биографическим материалам, то следует выбирать, например, малоизвестных деятелей или опираться на интересные факты из жизни музыкантов а также искать необычный, оригинальный аспект в подаче материала.
Данный этап работы должен проходить под непосредственным руководством преподавателя, но с активным участием ребенка.
Представленные этапы работы актуальны фактически для всех номинаций Конференции, но существуют некоторые вариации.
«Юный литератор»
Работа преподавателя заключается в критическом отборе произведений, в исключении заведомо слабых сочинений. Учащиеся, особенно подростки, часто некритичны, их художественные вкусы еще не до конца сформированы или находятся на невысоком уровне.
Роль преподавателя в подготовке данной номинации в том, чтобы тактично и деликатно указать на какие – то промахи, исправить грамматические и стилистические погрешности, а также в оказании помощи в подборе названий сочинений.
«Юный композитор»
Участие в данной номинации возможно тогда, когда в школе преподается предмет «Сочинение». Однако учащиеся, особенно в младших классах, часто самостоятельно сочиняют музыку.
Роль преподавателя:
- Помощь с определением формы произведения и нотной записью;
- Составление небольшого рассказа о произведении, о творческом процессе, о себе (в аспекте «Я – композитор»);
- Помощь в подборе иллюстраций в виде презентации (если есть необходимость);
- Выбор выразительного названия;
- Работа над художественным исполнением произведения. На данном этапе возможно и желательно подключение к работе преподавателей – исполнителей.
«Юный художник»
Дети любят рисовать, у каждого ребенка имеются рисунки на различные темы. Многие из ребят дополнительно учатся в художественных школах.
Роль преподавателя:
- Определение темы выступления;
- Отбор рисунков. Сканирование. Оформление работ в презентацию;
- Помощь в названиях рисунков или цикла рисунков;
- Составление рассказа о себе в ключе «Я – художник».
Обращаем внимание на то, что на Конференции оценивается не уровень художественного исполнения рисунков, это не конкурс ИЗО. Рисунки выступают как иллюстрации рассказа, рассказа о мире, о своем отношении к нему, о себе.
«Юный журналист»
Данная номинация представляет ребятам особенно большие возможности для самореализации.
Формы выступлений могут быть самыми разнообразными: интервью, репортаж, фоторепортаж, заметка, отзыв, рецензия и пр.
Роль преподавателя:
- Определение темы выступления, жанра;
- Составление и корректировка текста – грамматическая, стилистическая;
- Отбор иллюстраций;
- Создание презентации.
III.Требования к презентации:
- Академический стиль в оформлении слайдов: строгость, лаконичность, графическая простота.
- Слайд должен содержать только изображения – иллюстрации, текст в слайде нежелателен.
- Количество слайдов – до 20 или чуть больше.
Роль презентации – усилить выразительность выступления, выгодно представить учащегося. Презентация не может являться самоцелью и отвлекать внимание от выступления.
IV. Заключительный этап подготовки.
Выступление ребенка должно быть по – возможности яркое, эмоциональное. Текст необходимо излагать по – памяти, наизусть. Если ребенок освоил тему, если она ему эмоционально близка, то это условие не вызывает затруднений. Свободное изложение материала – это главная задача конференции.
Кроме того, обращаем особое внимание на стиль выступления. Известно, что устное выступление и письменное изложение материала – это разные стили. Публичное выступление имеет свои законы: это короткие простые предложения, отсутствие сложных оборотов, а также трудных или «книжных», выражений.
Роль преподавателя на заключительном этапе подготовки исключительно важна: текст необходимо помочь выучить и отрепетировать в большой аудитории, формируя навыки сценической речи – отчетливой, громкой, выразительной, осмысленной.
Подготовка ученика к выступлению на Конференции – это творческая, индивидуализированная работа, она приносит много радостных открытий как преподавателю, так и учащемуся, позволяет раскрыть в ребенке личность и разнообразные таланты.
Организаторы Конференции желают преподавателям и их ученикам творческого подхода к работе, энтузиазма и успехов!